Наверх

Вернуться к обычному виду
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Голосование


Интернет-приёмная

Здесь можно задать вопросы в режиме On-line без регистрации



Департамент




Новостной блог

15.03.2019

IX Международная научно-практическая конференция в ТГАСУ

Вопрос определения границ территорий общего пользования в разрезе реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» был поднят на IX Международной научно-практической конференции в ТГАСУ.
 
Решение практических вопросов в ходе реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» стало одним из основных направлений IX Международной научно-практическая конференции «Инвестиции, строительство, недвижимость как драйверы социально-экономического развития территории и повышения качества жизни населения». В рамках конференции работала секция «Градостроительство и архитектура» под руководством кандидата архитектуры, доцента, декана архитектурного факультета ТГАСУ Владимира Коренева.
Участники секции, в основном, аспиранты и магистранты, изучали ряд моментов прикладного характера, которые актуальны на данный момент. Вопрос о необходимости определения границ земельных участков, в том числе тех, на которых расположены общественные пространства, а также о правовых барьерах на этом пути был поднят Владимиром Кореневым:
- В планировке микрорайона, где внутренние пространства образованы отдельно стоящими домами, сложно понять и ответить на вопросы: где «моя земля», где земельный участок, принадлежащий жилому дому, в каких границах находится общедомовое имущество. Нет однозначного ответа и на вопрос, где здесь зафиксированы территории общего пользования, иными словами - общественные пространства. В этих условиях стало распространенным явление отгораживания земельного участка заборами как способ защиты от «ничейных» территорий.
Проблема упорядочивания земельно-имущественных отношений в существующих жилых микрорайонах стоит на повестке дня с середины 2000-х годов. Но вплоть до 2014 года эти усилия наталкивались на несовершенство правовой базы и отсутствие ясной методики городского землеустройства.

Тогда основным документом для межевания территории был проект земельного участка. При отсутствии утвержденной планировочной документации такие проекты зачастую носили упрощенный характер. Проектируемые границы не увязывались с близлежащей застройкой и, тем более, не учитывали необходимость сохранения или выделения территорий общего пользования. По сути, в этот период существовало два подхода: первый предусматривал образование земельного участка по контуру дома (по отмостке), второй - образование земельного участка с захватом проезда и части дворовой территории. Все это в итоге приводило к ситуации, когда внутри жилого микрорайона появлялась настоящая земельно-кадастровая чересполосица, в которой можно было увидеть жилые дома без земельных участков, жилые дома с земельными участками, стоящими на кадастровом учете, земельные участки для благоустройства, кусочки неразграниченных земель.
Уже в этот период стало ясно, что решение данной проблемы возможно только с помощью разработки и утверждения проектов планировки и проектов межевания на такие территории. В Томске данный акцент был сделан в 2008 году. В рамках разработки документации по планировке территории жилого района в границах улиц Иркутский тракт - С. Лазо - Б. Куна - Суворова была сделана попытка максимально избежать кадастровой неразберихи и установить оптимальные межевые границы земельных участков. Но на тот момент не было необходимой полноценной правовой базы, поэтому результаты этой работы не приняли ни юристы, ни кадастровая палата.

В 2014 году в кадастровом законодательстве произошли изменения, позволяющие проводить значительные межевые корректировки. Однако, несмотря на появление правового механизма, его эффективность остается неясной: конкретных примеров выполнения всех стадий комплексных кадастровых работ в перемеживании территорий в жилом микрорайоне пока нет.
В последнее время на волне реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» внимание к вопросам планировки и межевания застроенных территорий вновь возросло. Ключевым индикатором этого проекта является качественное благоустройство жилых дворов и общественных пространств. С 2019 года государственное финансирование благоустройства жилых дворов можно получить только при наличии земельного участка и его правовой принадлежности, т.е. при наличии юридического лица, которое будет отвечать за эксплуатацию созданных объектов благоустройства (например, за содержание детской или спортивной площадки).

Таким образом, в этой ситуации вновь возникает необходимость выполнения проектов планировки и проектов межевания застроенных территорий, т.к. только с помощью такой документации можно объективно установить красные линии для территорий общего пользования и границы земельных участков для внутримикрорайонного благоустройства. Государство вновь подталкивает муниципалитеты и жителей к упорядочиванию земельных отношений на территории существующих жилых микрорайонов, что, безусловно, может стать важным шагом в повышении комфортности среды проживания в этих местах и в определенной степени положительно отразится на экономике города.



Возврат к списку